История появления образа покрыта тайной. Известно только, что ныне утраченный первоисточник, с которого делались все последующие списки был написан в 845 году. И тогда же образ попал в русские земли. Так как годом Крещения Руси принято считать 988 год, то, следовательно, икона появилась за полтора века до этого. Подобный факт может свидетельствовать о том, что христианская вера проникла на Русь задолго до её официального принятия князем Владимиром, и до рождения княгини Ольги. Очевидно, это произошло в первые годы княжения династии Рюрика. Есть основания полагать, что по своему иконографическому типу он был тождественен образу «Агиосоритисса», что означает «Заступница и Просительница».
Этот древний образ распространён был в Византии в XII-XV веках, на Русь попал, очевидно, из Греции. Изначальный вариант иконы представлял фигуру Богородицы без Младенца, но державшую в руках свиток. В этом свитке перечислялись прошения о нас, обращённые Пречистой Девой к своему Сыну. Это даёт нам надежду, что «Огневидная» икона Божьей Матери, как и все
иные образы Богородицы, поможет и защитит нас от всех бед и невзгод. Поэтому молятся перед иконой обо всём, что выходит за рамки наших сил и нуждается в помощи Божией. Первый источник сведений об этой иконе «был найден в книге называемой «Святцами», изданной в 1815 г. в Свято-Успенской Почаевской Лавре (г. Почаеве), где указывается, что год явления иконы – 845 г. В этих «Святцах», за 10 февраля есть следующая запись: «10 февраля. Святого мученика Харлампия. И явление иконы Пресвятыя Богородицы, нарицаемыя Огневидная, в лето 6353». Из этого мы видим, что имеем дело с одной и древних икон. В других источниках так же можно прочесть вот такое «паспортное» описание нашей иконы:
«На иконе Богородица изображена одна, без Младенца Иисуса, с лицом, обращенным в правую сторону, погруженной в молитву. Самая примечательная особенность образа – цвет. Богоматерь изображается с ярко-алым ликом и в одеянии насыщенного красного цвета. Видимо, это и послужило поводом к наименованию иконы «Огневидною».
Возможно, название этому образу с таинственным, возвышенно-богословским содержанием дали слова 5-й песни богородичного канона: «Огневидная колесница Слова, радуйся, Владычице, одушевленный Рай».
Богоматерь символизирует Новозаветную Церковь, а также кровь Агнца Искупителя Иисуса Христа, пролитую за человечество. Местонахождение первоисточника неизвестно, но списки с иконы были распространены по всей России».
Икона Божией Матери «Огневидная» отличается от своего древнейшего прототипа, поскольку византийская икона не имеет такой примечательной особенности образа – цвет. Богоматерь там изображается обычными красками, а вот на русском варианте она уже изображается с ярко-алым ликом и в одеянии насыщенного красного цвета, что является не требованием канона, а, фантазией безвестных русских иконописцев. На византийских списках данной иконы Богоматерь изображается обращенной вправо, а на русских иконах она зачастую обращена влево. Архивные документы и сохранившиеся памятники иконописи как в музейных собраниях, так и в частных коллекциях позволяют утверждать, что иконописцы Стародубья и Ветки действительно воскресили древнюю иконографию Богоматери Огневидной.
Особое почитание этой иконы было характерно для женщин-старообрядок. Они обносили свои подворья этой иконой во время пожара. На ней представлен лишь один лик Богоматери огненно-красного цвета, который и является отличительной особенностью ее изображения. Богоматерь изображена без Богомладенца. Это так называемый «портретный вид иконографии Богоматери». Лик и мафорий Богоматери – огненные. Символика красного цвета олицетворяет символ Новой Жизни. Трепетное отношение к образу Богоматери Огневидной можно найти и в архивных источниках. Ее, как святыню, передавали по наследству, завещали. Древняя техника шитья “в прикреп” сохранялась в жемчужных и бисерных окладах. На иконах Ветки и Стародубья риза постепенно“ эволюционировала” и превращалась в оклад, полностью закрывавший иконную доску. Это наглядно подтверждают памятники старообрядческой иконографии конца XVIII-XIX вв. Создавая ризы на иконы, ветковские и стародубческие вышивальщицы использовали традиционные русские орнаменты в виде веток с фантастическими цветами, а также ажурные сетки геометрических узоров, тонко сочетающиеся с формой вещи. Особенно излюбленным орнаментальным мотивом был библейский первоцвет — крин, который наиболее часто применялся на ризах богородичных икон. Витиеватые цветы на голубом фоне, полный оклад, риза и нимб. Эту технику изготовления мы можем видеть в нашем списке иконы, что говорит о её близком родстве с древними образами этого типа. В своих творениях монастырские и скитские вышивальщицы умели отразить художественные вкусы и высокую культуру своего времени, тонко передать многообразие и звучность красок окружающего мира. По бокам нашего образа мы видим изображения святых. С левой стороны преподобный Марон, с правой святая мученица Фотина. Таким образом можно заключить о предназначении иконы как хранительницы семейного очага. Ибо изображения святых, покровителей старших членов семьи были особеннстью домашнего святого угла.
День почитания иконы – 23 февраля новый стиль/10 февраля старый стиль.
Тропарь, глас 3
Пламенем любве Твоея, Пресвятая Дево, /
сердца наша опаляются / и от нечистоты
греховныя яко злато во огни очищаются; / сего
ради зовем Ти: / от всякаго зла избави нас / и
причастники славы Сына Твоего соделай.
Кондак, глас 4
Благодатию Сына Твоего, Богородице, / еюже
лик Твой пречистый просветися, / род
человеческий от тли греховныя свобождается, /
всякая же сила вражия сокрушается, / страсти
душевныя потребляются / и недуги телесныя
врачуются. / Темже, яко Матери Его, согласно
зовем Ти, Пречистая: / моли спастися всем
нам.
В рамках реализации проекта «ДРЕВНЕПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ»
Общественной организации «ЦЕНТР ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ «Дерево жизни».
Просмотры: 649